kirssdiana (kirssdiana) wrote,
kirssdiana
kirssdiana

Сказка ложь, да в ней намёк. Бояться или сопереживать?


Кто заколдовал тёмную комнату и как её расколдовать?


Каждую ночь комнату кто-то заколдовывает. Когда выключают свет, все предметы становятся совершенно чужими и принимают зловещие очертания. А затем яркое воспоминание о страшной Бабе Яге вдруг пронзает сознание. Сначала просто не по себе и хочется оказаться рядом с мамой. Постепенно дискомфорт усиливается. Мучительное беспокойство, нестерпимая тревога, леденящий страх, ужас – и вот уже неудержимая дикая паника парализует чувства и рассудок.

Знакомы ли вашему ребёнку такие ощущения? И что в таком случае делаете вы? Каждая мама подходит к проблеме по-своему. И вот одна мама решила…

…что нужно воспитывать в ребёнке смелость. Она видит, что ее сын всего боится: и темноты, и страшных персонажей из сказок. Значит, надо, чтобы он свой страх переборол и развил в себе смелость. Он же мальчик! Да и психологи советуют: идти на свой страх и всё равно делать то, чего боишься.

Мама придумывает для сына мини-спектакли: пишет сценарий, шьёт для себя костюмы Бабы Яги и прекрасной царевны, которую надо спасти, а для сына – костюм храброго рыцаря. Это не только очень заботливая мама, но ещё и творческая личность, мастерица на все руки. Поэтому процесс воспитания она тоже часто оформляет в игровой форме – так, чтобы было и интересно, и полезно. Она считает, что спектакли про Бабу Ягу станут для ребёнка хорошей прививкой от страха.


Правильную ли цель и средства для ее достижения выбрала мама? Даётся ли смелость от Природы или можно её развить через страшные спектакли, заставляющие ребёнка снова и снова испытывать страх? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать психические свойства, на основе которых могут возникать страхи.

Страх, смелость и культура – что у них общего и что здесь лишнее?


Согласно системно-векторной психологии, психические свойства зависят от векторов (т. е. от врожденных типов желаний) человека. Они даются Природой не просто так, а для исполнения видовой роли, т. е. для решения тех или иных задач, стоящих перед обществом. Носители зрительного вектора наделены особенно сильной эмоциональностью. В древние времена эта способность заставляла их быть особенно внимательными к окружающему и вовремя замечать опасность, так как у них хорошо развито зрение. Пугаясь при виде угрозы, зрительники предупреждали стаю об опасности.

Сложнее всего увидеть опасность в темноте. Когда всё вокруг окутано беспросветным мраком, даже наблюдательность и зоркость не помогали зрительникам вовремя заметить приближающегося леопарда – и тогда им неминуемо грозила смерть: либо от лап и зубов хищника, либо от жёсткого решения стаи.

Ведь даже если в последний момент вся стая успеет спастись, в дальнейшем она не захочет содержать плохого исполнителя своей видовой роли и избавится от него как от бесполезной обузы. Именно поэтому страх смерти неотъемлемо связан у зрительных людей со страхом темноты. Потому что в темноте их сверх чувствительный сенсор, глаза, не работает, хищника не видно.


Человечество развивается. Уже решены прежние проблемы, и появляются новые, подталкивающие человечество к переходу на следующую ступень. Хищники перестали быть основной угрозой для жизни человека, а вот взаимная неприязнь в обществе усилилась и стала серьёзной опасностью, способной привести к разъединению и разрушению социума.

Психические свойства адаптируются под решение более сложных проблем и тем самым достигают более высокого уровня развития. Из эмоций теперь нужен не страх, а способность к эмпатии, состраданию, сопереживанию, поскольку именно эти чувства ограничивают выражение неприязни в обществе. Именно на их основе возникает культура с ее гуманистическими ценностями, нравственностью, моралью и правилами поведения. Таким образом, если страх – это изначальная, корневая эмоция зрительного вектора, то способность к сочувствию не даётся человечеству сразу, а развивается постепенно. Так же постепенно раскрывается она и в его отдельном представителе.

Природа управляет нами через позитивные и негативные ощущения, для того чтобы подсказывать нам наилучший жизненный путь. Наверняка вы испытывали облегчение от сопереживания человеку, оказавшемуся в тяжёлой ситуации и страдающему больше вас. Когда страхи сублимируются в эмпатию, они вытесняются ею и исчезают.

Именно поэтому самые бесстрашные люди – это носители зрительного вектора в очень развитом и реализованном состоянии. Во время войны они оказывались способными к сопереживанию в наивысшей степени. Даже когда мышечные воины испытывали страх смерти (в той или иной степени естественный для всех людей), кожно-зрительные медсёстры, ощущали лишь одно – сострадание к раненым, которых надо вынести с поля боя и которым надо срочно оказать помощь. Они вообще не чувствовали ни капли страха.


Скажи мне, что ты читаешь ребёнку – и я скажу какой он


Вот он – путь к развитию бесстрашия в зрительном ребёнке! Литература и спектакли, которые заставляют сопереживать. Очень важно читать детям такие сказки, как, например, «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена, «Цветик-семицветик» В. П. Катаева. А творческим мамам, которые любят делать костюмы и устраивать домашний театр, можно ставить спектакли именно по таким сказкам. Это будет даже лучше простого чтения, ведь театральная деятельность заставляет входить в роль и ощущать то, что испытывает персонаж – поэтому она очень хорошо развивает эмоциональный потенциал зрительного ребёнка.

Очень важно, чтобы сказки, которые мы читаем зрительному ребёнку или ставим для него в домашнем театре, не были страшными. Когда мы пугаем такого ребёнка, мы искусственно возвращаем его зрительный вектор на исходный уровень – в корневую эмоцию страха. Другие внешние факторы могут, конечно, уравновесить вред от страшных сказок – и тогда зрительный вектор ребёнка всё равно получит необходимое развитие. Но лучше всё же не испытывать на прочность психику зрительного малыша каннибальскими сказками.

Важно понимать, что мы создаём препятствие для развития зрительного ребёнка каждый раз, когда вводим в его жизнь что-то, имеющее отношение к смерти. Таким детям противопоказаны страшные спектакли и сказки, в которых какой-то персонаж съедает / убивает или хочет съесть / убить другого персонажа (сказки про Бармалея, Синюю Бороду и т. п.). Нельзя водить зрительных детей на похороны. Даже запах покойника и похоронная музыка травмируют психику зрительного ребёнка.


Как избавиться от страхов?


Системно-векторная психология Юрия Бурлана проявляет причины возникновения всех наших страхов. Теория ежедневно подтверждается практикой.460 случаев освобождения от страхов и фобий зафиксировано в отзывах слушателей тренингов по системно-векторной психологии: http://www.yburlan.ru/results/all/strahi. Вот что они пишут:

«Пошла на тренинг из-за мучавших меня уже 3 года страхов и фобий. Особенно страха смерти. … Пройдя 10 занятий первого уровня лекций по СВП, я обнаружила, что страх ушел. … Произошло понимание корня этих страхов, осознание. … Это колоссальное освобождение.»
Светлана В.

«И вот приобрелось то, что можно назвать концентрацией ума, смешанной с эйфорией и каким-то неописуемым спокойствием в завтрашнем дне. Нет больше страхов, все волнения испарились, ушли в никуда, оставив место новому повороту в жизни.»
Светлана Ц.

«Что касается моего страха смерти и других моих страхов - после тренинга от них не осталось ничего. Результат могу назвать устойчивым. Прошел уже почти год! Раньше, если были облегчения, то на очень короткий период от нескольких дней до недели, если повезет. А тут год!! Осознание, понимание причин, корня всех страхов дало очень многое. Сейчас я могу себя назвать очень счастливой, приятно осознавать, что это больше не имеет над тобой власть, не управляет и не отравляет жизнь неприятными и мучающими ощущениями.»

Анна В.



Как это работает, вы можете проверить самостоятельно, посетив бесплатные тренинги по СВП. Для участия необходимо зарегистрироваться: http://www.yburlan.ru/training/.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Ольга Чебаевская

Читать также:


Непоседа - ребенок с кожным вектором. Дисциплина ведет к успеху
Страхи вашего ребенка. Леденящий душу ужас детства
Оковы страха. Как победить воображаемых монстров

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Tags: воспитание детей, зрительный вектор, страх темноты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments