kirssdiana (kirssdiana) wrote,
kirssdiana
kirssdiana

Categories:

Педагогика сотрудничества, или назад в будущее

Как и в известном фильме, мы с вами для прорыва в будущее стартанём в прошлое. Обратимся к педагогике сотрудничества. В век клипового сознания все сложнее подходить к вопросам обучения и воспитания. Родители и педагоги теряются, не успевают адаптироваться к цейтноту во времени. А ведь для прорыва в будущее необходимо вырастить умное и адекватное поколение.

Итак, отправляемся в прошлое: возьмем оттуда лучшее, добавим новые открытия в психологии, и прорыв в будущее обеспечен! Обратный отсчет… ПУСК!!!

Педагогика сотрудничества. Девяностые


В эти годы в школе актуальна педагогика сотрудничества. Учитель и дети не противопоставлены друг другу, а ищут точки соприкосновения и возможности сделать общее дело максимально хорошо.

Pedagogika_sotrudnichestva 2

Каждый раз в начале года мы с моими учениками собирались всем классом и ставили себе цели. Например, такую: «Быть лучшим классом по успеваемости в параллели четвертых классов. Стать самым дружным и организованным коллективом в школе». И эта цель в течение всего года, как солнышко, светила нам. Все свои поступки мы подстраивали под эту яркую для нас цель. Каждый выполнял свою частную задачу, свой небольшой кусочек дела, а в итоге все это складывалось в достижение общей цели.

И такое удовлетворение мы испытывали: и от приложенных усилий для выполнения этой задачи, и от ее достижения. Конечно, как только цель достигалась, тут же ставилась новая. Мы, как будто по ступенечкам, дружно поднимались вверх, развивались и в плане учебы, и в общественных отношениях, и в творчестве. Главное, чтобы цель была созидательная и большая, а для ее достижения нам надо было прикладывать общие усилия.

Постановка целей в русле педагогики сотрудничества – важнейшая задача учителя, воспитателя, классного руководителя, а системные знания позволяют это сделать в конструктивном диалоге с детьми. И пока мы не сформулируем и не поставим себе цель, от которой у большинства ребят зажигаются глаза, мы не останавливаем полет своей фантазии.

Педагогика сотрудничества. Сложив усилия


После постановки цели шло обсуждение, как мы будем ее достигать. В классе создавалось несколько рабочих групп: учебный сектор, оргсектор, культмассовый сектор, спортивный сектор и т д. Задача педагогов в сотрудничестве с ребятами состояла в том, чтобы наладить максимальное взаимодействие между всеми мини-группами, составляющими наш класс.

pedagogika_sotrudnichestva 7

Когда мы распределяли роли, главный вопрос, который я задавала детям, был:«Кто хочет и чувствует в себе силы этим заниматься?» Как я теперь понимаю, я действовала очень системно, не осознавая того. Ведь дети 10-11 лет хорошо чувствуют и знают свои сильные стороны. Не будет ребенок тянуть руку: «Давайте я будут рисовать!», если рисовать не умеет… Или: «Давайте я обгоню всех на спартакиаде!», если он знает, что отстает в беге даже на физкультуре. Но зато при таком распределении ролей находилась возможность каждому ребенку участвовать в общей жизни коллектива. Одни быстро бегают, другие точно думают, третьи чувствуют цвет и прекрасно рисуют, и, сложив вместе наши усилия, мы с радостью достигаем поставленных целей.

Теперь, когда я владею знаниями системно-векторной психологии, я смотрю на эти ситуации новым взглядом и понимаю, что педагогика сотрудничества плюс системно векторная психология - это педагогика будущего.

Педагогика сотрудничества. Распределяем роли


В учебный сектор обычно просились дети с анальным вектором. У них обычно все «по полочкам разложено», они всегда знают расписание, когда состоится контрольная работа и будет ли самостоятельная, а также где какие книжки можно достать. У них даже примерчики распределены по группам и задачки по классам и типам их решения. Если такие детки один раз разобрались в том, как решается задача, то уже положили ее «на свою полочку» в памяти и теперь знают, что и как надо делать в данной ситуации. В нужный момент они просто возьмут сведения с этой «полочки» и используют эти знания по назначению.

Pedagogika_sotrudnichestva 1

Эти дети любят чертить таблицы, составлять графики и расписания и делают эту работу всегда с удовольствием. И в этом нет ничего необычного – просто так задано природой. Представители анального вектора получают особое наслаждение от того, что у них все в порядке, все чисто, аккуратно, ровненько, все «лежит на своих полочках» и в голове, и вокруг них.

В редколлегию попадали ребятки с развитым зрительным вектором. Эти дети особенно чувствуют цвет и обладают способностями и желанием рисовать стенгазеты, оформлять стенды или украшать класс к празднику. Такие дети очень эмоциональны и умеют тонко чувствовать красоту вокруг них, не только внешнюю, но и внутреннюю.

В спортивный сектор приходили любители быстро побегать и дети, которые увлекались спортом и всем, что с ним связано. Они всегда с удовольствием бегали и прыгали за весь наш класс, участвовали в спартакиадах. На них была вся надежда, когда класс соревновался с кем-то в школе или в районе. Это были представители кожного вектора. Их врожденные качества позволяют им быстро ориентироваться в пространстве, стремительно передвигаться, делая при этом очень точные и экономные движения.

Организационный сектор – это обычно самые организованные дети, подвижные, активные. Они сразу видят все возможности для решения организационных задач. Кому куда лучше пойти, как максимально экономно, с точки зрения времени и сил, выполнить какую-то задачу. От этих детей чаще всего поступали интересные, а часто даже новаторские предложения в плане организации.

Pedagogika_sotrudnichestva 4

Эти ребята также являются обладателями ярко выраженных свойств кожного вектора. Они, помимо всего прочего, имеют развитое логическое мышление, и поэтому их врожденный организаторский талант сразу выстраивает верную последовательность действий. Более того, они способны так организовать дело, что действия будут выполняться не только последовательно, но и параллельно друг другу. Всё это проявления врожденных психических качеств людей с кожным вектором, которые позволяют не только оптимально рассчитать траекторию движения, но и сэкономить при этом время и силы.

Педагогика сотрудничества. Как мы путешествовали


Помню, как-то раз мне надо было вывезти детей в город в дневное время, а достаточного количества родителей для сопровождения класса было не найти. Что делать? Вообще не ехать? Но нам всем очень хотелось, так как был запланирован поход в Эрмитаж. Там мы должны были провести урок математики в зале древнего Египта.

Мы собрались в классе, и я озвучила условия, при которых мы можем выехать. Было четко сказано, что я в буквальном смысле отвечаю головой за каждого ученика. Так что одна из главных задач была - не потеряться в городе во время похода. Через 15-20 минут после небольшого совещания оргсектор выдал мне такое решение: вместо родителей мы назначаем своих ребят ответственными за пересчет мальчиков и за пересчет девочек. Также они предложили назначить ответственных направляющих и замыкающих из самих же детей, чтобы не потеряться в городе.

Pedagogika_sotrudnichestva 3

Более того, именно дети предложили пересчитываться и докладывать мне о составе нашей группы перед каждым ключевым моментом нашего перемещения по городу. Сначала мы пересчитались перед школой и двинулись к автобусной остановке. Перед посадкой в автобус тоже все было организовано, и дети сами отследили посадку всех девочек и всех мальчиков. После высадки из автобуса также был произведен пересчет и отчет мне о полном составе.

В метро замыкающие и направляющие четко отслеживали поездку на эскалаторе, посадку и высадку из вагона и были особенно внимательны на станциях пересадок. В итоге, у нас выработалась своя собственная схема передвижения по городу, которую мы потом с удовольствием использовали в течение многих лет, даже во время воскресных прогулок по пригородам Петербурга, когда помимо всего прочего нам нужно было покупать билеты на пригородные электрички.

В этих поездках я всегда справлялась с одним сопровождающим родителем. Я была направляющей, а родитель – замыкающим. Ну, и внутри группы детей все роли были четко распределены: две считающих от девочек, два – от мальчиков, по два направляющих и замыкающих и всегда парочка с громкими голосами, которая на весь вагон могла крикнуть, что 4-В класс выходит на следующей остановке. А когда мы подъезжали к станции пересадки в метро, наш пацан так громко орал «ВЫХОДИМ!!!», что некоторые взрослые выходили вместе с нами, а потом смеялись, что вышли не на той остановке. Как я теперь понимаю, наш Серега был ярким представителем орального вектора.


Педагогика сотрудничества в Интернете


Сейчас, вспоминая, как я работала в школе, и обладая знаниями по системно-векторной психологии, я четко вижу, что педагогика сотрудничества, созданная в конце 80-х годов XX века, может способствовать выполнению тех задач, которые стоят перед человечеством в веке XXI. Ведь не секрет, что все прорывы в науке, в области технологий, полеты в космос – все это результаты коллективного творческого труда. И прививать такие навыки лучше всего с детства.

Конечно, сейчас на новом технологическом витке развития нашей цивилизации, педагоги и воспитатели могут использовать эту методику не только в школе, но и через Интернет, создавая группы по интересам в своем городе, районе. Сейчас проводить «мозговые штурмы» по постановке созидательных целей можно и в Интернет-пространстве. На новом уровне развития педагогика сотрудничества и новые знания о психическом позволят мягко направить увлечение детей компьютерами, их удивительные, как будто врожденные знания в области цифровых технологий, в позитивное и созидательное русло.

Все дети наши! Они обладают огромным потенциалом, удивительным интеллектом, фантазией, и направить их энергию в нужном направлении – наша общая задача!

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор: Виктория Винникова.

Читать также:


Интроверт или экстраверт? Особенности характера человека
Мама и ребёнок
Как уберечь ребенка от несчастья?

Бесплатный ОНЛАЙН тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Tags: воспитание детей, системно-векторная психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments